Метод Монтессори – наверное, самое популярное из нестандартных подходов в сфере педагогики. Про него, вероятно, слышали большинство родителей при поиске детского сада для своего малыша или просто от знакомых. Но что это такое и почему все говорят о Монтессори? А главное – это действительно то, что нужно вашему ребенку?
Попробуем разобраться.
Что такое метод Монтессори?
Этот подход назван в честь своей создательницы, итальянского врача Марии Монтессори. Она была одним из первых, кто обратил внимание на связь задержек развития с образовательными проблемами, а не нервной системой. Врач разработала свою педагогическую систему в начале XX-го века, и с тех пор она применяется по всему миру.
Главные задачи метода – самостоятельное, индивидуальное и уважительное развитие ребенка в раннем возрасте. По методу Монтессори, детей не воспитывают и не обучают – за ними наблюдают, чтобы определить собственные интересы и стремления ребенка.
Педагоги основываются на том, что ребенок по своей природе заинтересован в освоении окружающего мира и развитии собственного мышления. А роль взрослого – не ограничить его в этом.
Суть этой педагогической системы заключается в том, чтобы:
- создать для ребенка адаптивную, практическую дидактическую среду, в которой он сможет исследовать и выбирать, чем заниматься;
- наблюдать за малышом, чтобы выяснять его потребности и склонности и помогать в их развитии;
- быть примером для ребенка, через собственные действия, общение, окружение транслировать культуру, которая станет фундаментом личности.
Также в Монтессори считается, что до шести лет у детей «впитывающий разум», который вбирает все, с чем сталкивается, без систематизации. Особенно это касается повторяющегося и сильного эмоционального опыта. Именно благодаря «впитывающему разуму» английский с нуля дошкольникам дается проще, чем в школьном и подростковом возрасте.
Еще одно важное понятие – сензитивные периоды. Так называются спонтанные всплески интереса и увлеченности определенной активностью, которые нельзя подавлять.
Как организованы детские сады по Монтессори?
Классы по методике Монтессори оформляются как и обычные детсадовские группы, но в спокойных, сдержанных тонах, без яркой мебели и мультяшек.
Там много открытых стеллажей по росту, чтобы каждый ребенок мог добраться до интересующих его предметов. Многочисленные дидактические материалы направлены на развитие мелкой моторики и органов чувств – осязания, слуха, обоняния, вкуса. Это наборы предметов, которые можно сортировать, рассматривать, оценивать с разных сторон.
Обязательно должны быть оборудованы отдельные места для работы в маленьких группах.
В профессионально оборудованной среде будет даже кухня, где дети могут готовить наравне со взрослыми, и разные средства для рукоделия, творчества, спортивных активностей.
Группы в таких садах разновозрастные, наиболее популярны от 3 до 6 лет. Большое внимание уделяется умению детей общаться друг с другом, заниматься разными делами совместно, а также брать на себя ответственность за других.
Возможно ли воспитать Montessori kids дома?
С одной стороны, это непросто. На то, чтобы организовать правильное пространство, приобрести дидактические материалы, придется потратить время, силы и деньги.
С другой стороны, основное в методике – не игрушки, а поведение взрослого:
- контролируемая свобода действий у ребенка
- четкие правила порядка, которые он должен соблюдать
- отсутствие критики, сравнений с другими и оценивания
- наблюдение за потребностями и интересами ребенка
- отсутствие строгого дидактического подхода, разрешение на самостоятельность
Чтобы применять систему Монтессори дома, стоит создать среду, в которой ребенок сможет выполнять самостоятельно большую часть повседневных действий.
Система Монтессори: достоинства и недостатки
Кому подходит система Монтессори, а кому нет? Все зависит от родителей и того, как они хотят развивать своего ребенка.
Главные плюсы Монтессори – развитие самостоятельности, ответственности и активное самопознание с раннего возраста. Такие дети умеют прислушиваться к себе и выбирать деятельность самостоятельно, проявлять инициативу, имеют неплохие навыки самообслуживания в быту.
Из минусов обычно отмечают то, что ребенку, который до 6-8 лет занимался по методике Монтессори, будет сложнее адаптироваться к обычной школе, где учитель – не помощник, а главный человек в классе, а самые важные качества – не инициативность и заинтересованность, а дисциплина и исполнительность.
Еще у многих вызывает сомнение отсутствие четкой программы и гарантированного разнообразия в рамках Монтессори. Ведь ребенок будет сам выбирать, чем заняться. Если физические активности или творчество его интересуют меньше, то всестороннего развития не получится.
Методика, скорее всего, не подойдет родителям, которые сильно тревожатся за ребенка и испытывают трудности с тем, чтобы отпустить контроль и разрешить самостоятельность в таком маленьком возрасте.
Если вы готовы помочь ребенку учиться самому вместо того, чтобы учить его, попробуйте применить принципы обучения Монтессори у себя дома или поискать специальный садик в своем городе.
А вы слышали о методе Монтессори? Может, даже пробовали его использовать? Расскажите о своем опыте в комментариях и поставьте лайк!