Scrolltop arrow icon
RU
RU flag icon
Mobile close icon
CTA background
Пройдите бесплатный пробный урок
ПОПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
Поделиться
LinkedIn share icon
Девочка играет в игру на развитие памяти
Наука
Star icon
02.03.2023
Time icon 7 min
Comment icon 0 Комментарии

Почему стихи запомнить сложно, а мультик – легко? Как работает память у детей

Оглавление

Одна из главных причин недопонимания между родителями и маленькими детьми – не все родители понимают тонкости возрастной психологии и особенностей восприятия. 

Внимание и память детей работают не так, как у взрослых, и это нужно учитывать при общении. И развитие памяти у детей и подростков требует отдельного внимания.

Основная классификация памяти

Откуда ребенок узнает и запоминает слова, которые никто из взрослых ему не говорил? Почему стихи для садика учатся так сложно, а песни, услышанные по радио в машине, запоминаются с двух раз? 

Как правильно учить малыша читать и считать? С какого возраста можно отвести на уроки танцев или на английский для самых маленьких?

Все эти вопросы связаны с работой памяти у детей. 

Память – это четыре взаимосвязанных процесса: 

  • Запоминание. Это активный процесс взаимодействия с информацией, фиксация основных и дополнительных сведений. 
  • Сохранение. От того, как часто и долго человек взаимодействует с новыми сведениями, зависит сохранение их в памяти. 
  • Узнавание (припоминание). Опирается на вспомогательную информацию об объекте или явлении. 
  • Воспроизведение. Это процесс, во время которого выученная ранее информация появляется в сознании.

Автоматическое воспроизведение характерно для информации, которую мы усвоили очень хорошо – так мы помним типичный маршрут до дома, дату своего рождения, названия цветов и предметов на родном языке. 

Виды памяти у детей такие же, как и у взрослых, однако степень развития будет отличаться в зависимости от возраста, объема знаний и индивидуальных особенностей ребенка. 

В первую очередь, память разделяют на:

  • Образную, или наглядную. Это умение удерживать в голове разнообразную визуальную информацию: картинки, цвета и формы предметов, лица. 
  • Слуховую, или словесную. При этом типе лучше запоминается информация на слух и звуковые образы (ритм, мелодии, музыка).
  • Двигательную, или моторную. Также называется мышечной памятью. Именно благодаря ей мы научились ходить, бегать, танцевать, кататься на велосипеде, писать и рисовать.
  • Эмоциональную. Отвечает за запоминание ощущений, эмоций и чувств. Играет значительную роль в психологическом развитии ребенка.

Также выделяют произвольную и непроизвольную память

Первая основывается на осознанном запоминании, заучивании, требует концентрации. Непроизвольно мы запоминаем то, что связано с яркими эмоциями, нестандартным опытом, глубоким интересом к явлению или событию. 

Третий тип классификации памяти – это время хранения информации:

  • Краткосрочная – запоминание небольших объемов информации, которые понадобятся в ближайшее время; 
  • Оперативная – она охватывает тот объем данных, который мы держим в голове, когда анализируем что-либо или решаем задачу (пример – та самая цифра, которая остается «в уме» при математических вычислениях);
  • Долгосрочная – объединяет различные сведения, которые составляют нашу систему знаний. 

Кратковременная память и у детей, и у взрослых преобладает, поскольку не требует никаких усилий. А вот чтобы запомнить что-то надолго, нужно постараться.

Мы развиваем память у детей именно для того, чтобы наладить переход краткосрочной памяти в долгосрочную, научить не просто поверхностно запоминать информацию, а превращать ее в знания. 

Ведь именно на долгосрочной памяти основываются навыки, эрудиция, глубокие познания в разных областях. От степени развития долгосрочной памяти зависит успех в обучении. 

Are you a parent and want to share your experience?

Reach out to tell your story.

Как работают механизмы памяти у ребенка?

Развитие памяти детей дошкольного возраста происходит последовательно, с возрастом.

У младших дошкольников работает только непроизвольная память. В этот период ребенок активно осваивает механизмы запоминания и воспроизведения, и они, как правило, осуществляются внутри какой-то другого вида деятельности. 

То есть, малыш запоминает и повторяет слова, движения, действия, визуальные образы не осознанно, а в рамках игр и привычных бытовых ситуаций. Поэтому любая деятельность – от развития бытовых навыков до обучения английскому с нуля – должно быть основано на игре.

Главный вид внимания в этом возрасте – образный. Развитие восприятия и мышления в этом возрасте таково, что малыши склонны обобщать и рассматривать явления целиком, поэтому они чаще всего запоминают «картины», целостные, не детализированные впечатления. 

Какая бывает память у детей в разном возрасте?

  • До двух-трех лет зрительная память у детей играет основную роль. Они запоминают именно визуальные образы.
  • До четырех-пяти лет – движения и слова, поскольку в этот период дети активно включаются в игровую деятельность и много подражают взрослым, повторяют за ними.
  • Примерно с пяти-шести лет у детей появляется произвольная память, то есть, они осваивают «специальное» запоминание и воспроизведение. Однако эти механизмы все еще сильно связаны с эмоциями и впечатлениями, поэтому лучше всего запоминается то, что используется в играх.

Основной способ помочь малышу с освоением произвольного запоминания – это обучающие детские игры, развивающие память.  

Как тренировать память у детей: классические упражнения

Плохая память у детей дошкольного возраста становится особенно заметна на занятиях в детском саду. Однако эту проблему можно легко решить.

  • «Что изменилось?». Это похоже на поиск отличий на картинках, только играть можно с чем угодно: с изображениями, с выложенными на стол предметами, обстановкой в комнате, даже с людьми! 

Когда у вас гости, предложите ребенку запомнить то, что он видит, а затем выйти из комнаты, вернуться и угадать, что изменилось. Например, два человека поменялись чашками, со стола пропало печенье и на его месте появился салат и т. д.

  • Поиск совпадающих картинок. Для этой игры используются карточки с парными изображениями. Нужно, чтобы ребенок запомнил их расположение. Потом карточки переворачивают рубашкой вверх, и игроку нужно вспомнить, где лежат парные картинки. 
  • Чтение и заучивание стихов. Здесь важнее всего не просто проговаривать текст, а насыщать его эмоциями, чтобы ребенок запоминал не только отдельные слова, но и общую картину. В этом, кстати, хорошо помогает чтение по ролям и маленькие постановки домашних спектаклей. 
  • Танцы. Заучивание движений по примеру – отличный способ развивать и слуховую память у детей, а также зрительную и моторную. Кстати, в качестве «упражнения» можно брать популярные танцы из соцсетей – они простые, ритмичные и точно заинтересуют ребенка лет 5-6. 

Как еще улучшить память у детей?

  • Разговаривайте о прошедшем дне. 

Также можно обсуждать мультики, впечатления от игр, встреч с родственниками и друзьями. Когда вы просите ребенка рассказать, что сегодня было в садике, вы стимулируете его вспоминать, акцентировать внимание на деталях. 

Выстроить по памяти рассказ о том, что произвело на малыша впечатление, ему скорее всего будет проще и увлекательнее, чем пересказать специальную «тренировочную» сказку или стишок. Обсуждение того, что понравилось и не понравилось, помогает дополнительно развивать эмоциональный интеллект и прививает ребенку привычку разбираться в своих чувствах, обращать на них внимание. 

  • Помогайте устраивать игры. 

Дети часто основывают на своих впечатлениях новые игры – начинают изображать персонажей мультика, который им недавно понравился, или восстанавливают яркие ситуации из собственной жизни – отправляют свои игрушки в путешествия, на прогулки, к врачу, в кафе. 

Участвуйте в таких играх – помогайте ребенку вспоминать свои впечатления: «У принцессы в фильме было зеленое платье, а у твоей будет синее»; «А помнишь, на каких каруселях мы катались сначала, а на каких – потом?»; «Что тебе сказал доктор, когда мы уходили?»

В детских играх на внимание и память, как и в любых обучающих занятиях с малышом, важно не забывать хвалить его за успехи, быть внимательными к тому, что ему интересно, и оставаться терпеливыми к его темпу развития. 

А как вы помогаете ребенку развить память? Поделитесь вашим опытом в комментариях!

Rate this post

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам также может понравиться
Выберите язык
Down arrow icon
Russia Global English Czech Republic Italy Portugal Brazil Romania Japan South Korea Spain Chile Argentina Slovakia Turkey Poland Israel Greece Malaysia Indonesia Hungary France Germany Global العربية Norway India India-en Netherlands Sweden Denmark Finland
Cookie icon
Мы используем файлы куки, чтобы Вам было удобнее пользоваться нашим сайтом. Находясь на сайте, Вы соглашаетесь на сохранение файлов куки в Вашем браузере.