Scrolltop arrow icon
RU
RU flag icon
Mobile close icon
CTA background
Пройдите бесплатный пробный урок
ПОПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
Поделиться
LinkedIn share icon
Зачем обучать детей английскому произношению
Novakid родителям
Star icon
31.12.2021
Time icon 15 min
Comment icon 0 Комментарии

Зачем обучать детей английскому произношению

Оглавление

Главная цель изучения английского языка – уметь понимать англоязычную речь говорящих и быть понятыми другими. При этом ошибочно полагается, что ключ к пониманию – достаточное знание лексики и грамматики.

Реальность же такова, что на первое место выходит фонетический аспект общения, потому что сложности в коммуникации, особенно на первых порах, происходят не из-за незнания значения слов или непонимания смысла фраз и высказываний, а по причине неумения слышать, делить звучащий поток речи на смысловые единицы, вычленять из него ключевые, значимые слова.

Таким образом, залогом успешного общения являются сформированные слухо-произносительные навыки, т.е., с одной стороны, умение правильно артикулировать как отдельные звуки английского языка, так и их сочетание в словах и фразах, с другой стороны – умение их вычленять и слышать в речи собеседника, за которое отвечает развитый фонематический слух.

В связи с этим первостепенное значение при овладении иностранным языком имеет обучение устному общению, особенно, если язык изучают дети. Почему? Объясняем. Все дело в том, что до достижения возраста, когда ребенок учится читать и писать, т.е. примерно до 5-6 лет, единственным способом общения на родном языке для ребенка является устное общение.

Именно в этот период формируется артикуляционная база родного языка и в этот же период, при необходимости, происходит постановка и коррекция звуков, вызывающих у отдельных детей произносительные трудности. Как правило, «наладить» правильную работу произносительных органов специалисты, работающие с детьми, стараются до поступления в школу, до того момента, когда, помимо устной формы общения, дети активно начинают знакомиться с письменной стороной речи.

Неисправленные или остаточные проблемы устной речи будут мгновенно проявятся в письменной: если ребенок не научился правильно артикулировать звуки, значит, он не сможет их различать на слух и, следовательно, будет испытывать сложности при выборе правильных букв для этих звуков и дальнейшем написании слов.

Сначала обучение устной речи

Все тоже самое происходит и при изучении английского языка! Если устный курс построен правильно, то его содержание нацелено на формирование надежной базы, которая в дальнейшем ляжет в основу обучения детей чтению и письму, т.е. полноценного овладения английским языком. Но ни в коем случае не наоборот: сначала чтение, потом говорение. Вы не можете ожидать, что дети заговорят на английском, если они не умеют говорить на своем родном языке. Если детей просить читать или писать на английском, когда они недостаточно для этого созрели, обучение чтению на языке становится утомительным и малоприятным заданием.

Поэтому детям следует приобрести довольно хорошие устные коммуникативные умения и навыки в английском прежде чем они станут учиться писать и читать на этом языке. Только тогда, когда их зрительно-моторная и пространственная координации будут развиты в достаточной мере, и они будут понимать, что они читают, они смогут научиться читать на английском довольно быстро и уверенно. Они также смогут читать вслух с хорошим произношением, если будут в состоянии отождествлять слова на странице со словами, звучание, которых они уже слышали. Если процесс чтения будет приносить удовольствие, то дети будут чувствовать стимул читать больше и позднее писать. Если они смогут выражать свои мысли, то письмо будет для них творческим процессом, а не механическим заданием.

Почему важно научить детей правильно слышать на английском языке?

Английский, как и любой другой язык, начинается именно с научения слышать. Ребенок еще не может произнести ни одного слова, но он понимает, что речь родителей обращена к нему: дети в самом раннем возрасте слышат свое имя и различают интонацию. До того момента, как они начинают полноценно говорить, они понимают все просьбы, обращенные к ним. Собственно говоря, то, что они говорят, они также сначала научаются слышать, а говорить начинают через подражание взрослым, повторяя то, что они услышали.

Период «молчания» при изучении английского языка с детьми – это совершенно нормальный ход учебного процесса. Это тот период, когда ухо ребенка научается улавливать незнакомые звуки, а артикуляционный аппарат подыскивает такое положение для языка, зубов и пр., при котором ребенок мог бы повторить звучание услышанного.

Как правило, при обучении детей английскому языку отдельно произношению не учат, т.е. нет вводно-фонетических курсов. Слухо-произносительные навыки формируются наравне с лексическими и грамматическими как раз в ходе устно-речевого общения с преподавателем. Поэтому с методической точки зрения важность приобретает темп произношения преподавателя и четкость речи. Дети учатся через подражание и имитацию, в т.ч. они подражают и в произношении английских звуков. В этом помогает природная гибкость артикуляционного аппарата, которая сохраняется до 6-7 лет. Гибкость означает, что, услышав несколько раз одно и тоже звучание, дети, без дополнительных объяснений, могут самостоятельно подобрать нужное положение произносительных органов, чтобы артикуляция была максимально приближена к услышанному.

Соответственно, все возникающие проблемы при работе с детьми над английским произношением сводятся к одной – надо добиваться от ребенка, чтобы он слышал с самого начала как можно более правильно.

Are you a parent and want to share your experience?
Reach out to tell your story.

Как учить детей правильно слышать на английском языке

Когда ребенок обучается новой структуре или лексической единице, у него должна быть возможность не только слышать преподавателя, но и видеть в тот момент, когда тот говорит и изображает или говорит и указывает. Лучше, чтобы преподаватель повторил несколько раз.

Второй важный шаг – копирование ребенком жестов преподавателя в тот момент, когда преподаватель повторяет структуру или слово.

Третий шаг – самостоятельное повторение.

Следует заранее запастись специальными жестами, которые будут указывать ребенку, когда ему следует повторять. Эти жесты помогут ребенку чувствовать себя более уверенно, а преподавателю, в свою очередь, контролировать ритм занятия.

Необходимо помнить, что полезно, если до момента активного повторения, дети уже слышали в речи то, что они проходят. Другими словами, в ходе общения с ребенком на английском языке необходимо использовать структуры, времена или слова до фактического момента их изучения. Так происходит накопление опыта пассивного «слушания» и развитие языковой догадки.

Наконец, крайне важно помнить, что детям нужно время прежде чем язык, который они понимают, стал языком, на котором они могут говорить, прежде чем «пассивный» язык станет «активным». Опять проводим параллель с родным языком – ребенок начинает говорить только после того, как имел возможность слышать язык в разных контекстах и по многу раз. Так и при изучении английского, нужна большая практика и регулярное повторение, чтобы дети усвоили звучание английских фраз и выражений в достаточной степени, чтобы самостоятельно воспроизводить их в речи.

Помимо речи преподавателя или, если с детьми занимаются родители, речи мамы или папы, дополнительными контекстами, которые помогут научиться слышать английскую речь, конечно, могут выступать различные аудио и видеоматериалы. При их отборе требования все те же – на первых порах небыстрый темп произнесения и четкое произношение. Обязательно, чтобы содержание было знакомо ребенку не менее чем на 70%. В противном случае дети утомятся и активное слушание, т.е. такое, при котором они именно слышат, а не просто смотрят видео, не «сработает».

Как работать над формированием правильного произношения у детей?

Работа над произношением, как правило, складывается из постановки звуков и многократного повторения по-отдельности и в различных контекстах (ударный-безударный слог, начало слова, конец, середина, стык слов и пр.). С детьми такое, конечно, не пройдет. Однако даже маленьким детям необходимо слышать разные звуки английского языка, чтобы иметь возможность их узнавать и воспроизводить. Отсюда вытекает важность работы с рифмовками и песнями, их прослушивание сначала в речи преподавателя, а потом, при возможности, в записи под музыку, повторении и «пропевании» как можно чаще с самого начала.

Важно помнить, что хорошее произношение приходит по мере того, как дети учатся различать разные звуки. Но работа эта трудоемкая как для преподавателя, так и для детей. Чтобы дело увенчалось успехом, предлагаем следующие рекомендации:

  • Никогда не исправляйте произношение. Вместо этого следует сфокусироваться на определенном звуке, произнести самому и попросить ребенка произнести его. Это поможет осознать и услышать сам звук.
  •  Следует обращать особое внимание на английские звуки, которые представляют трудность говорящим на конкретном языке. Например, различение /ı/ и /i:/ для носителей языков латинской группы, /æ/ для носителей немецкого языка и т.д. Целый ряд звуков представляет сложность, например, /ð/. В качестве образца праоизношения можно использовать запись, онлайн видеоролики доступны бесплатно в интернете.
  •  Обязательно убедитесь, что дети видят губы, когда вы говорите. При говорении на разных языках задействуются разные лицевые мускулы. Их работу дети копируют также автоматически, как и подражают взрослым.
  • Помните, что способность произносить специфические звуки родного языка может прийти по достижении 4-х или 5-ти летнего возраста (если ребенок уже билингв, может иметь место интерференция и ему, возможно, потребуется чуть больше времени на совершенствование своих способностей). Совершенно нормально для маленького ребенка не уметь произносить определенные звуки родного языка, то же самое будет происходить и в английском. Большинство детей преодолеют эту проблему, когда станут старше. Однако если вы думаете, что это серьезно, можно обратиться к специалистам.

Итак, подведем итоги

Правильное произношение – это, во-первых, залог взаимопонимания при общении на английском языке, во-вторых, надежная база для дальнейшего овладения прочными навыками чтения и письма.

Постановка правильного произношения у детей происходит в ходе обучения устному общению через научение слышать английские звуки в разных контекстах и активно повторять услышанное, для чего необходимо привлекать короткие рифмовки, простые песенки и, конечно же регулярно разговаривать с ребенком на английском языке.
Такую возможность предоставляет онлайн школа английского языка для детей Новакид. Наши преподаватели говорят только на английском, следовательно, недостатка в устном общении не будет! Главная задача – погружение в английскую речь уже с первых минут первого занятия, в результате чего можно быть уверенным, что слухо-произносительные навыки у ребенка будут развиваться правильно. Первое занятие бесплатно!

Rate this post

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам также может понравиться
Выберите язык
Down arrow icon
Russia Global English Czech Republic Italy Portugal Brazil Romania Japan South Korea Spain Chile Argentina Slovakia Turkey Poland Israel Greece Malaysia Indonesia Hungary France Germany Global العربية Norway India India-en Netherlands Sweden Denmark Finland
Cookie icon
Мы используем файлы куки, чтобы Вам было удобнее пользоваться нашим сайтом. Находясь на сайте, Вы соглашаетесь на сохранение файлов куки в Вашем браузере.