Как хорошо уметь читать хорошо
Эффективное обучение

Как хорошо уметь читать хорошо

Родители часто уверены, что уметь читать — это различать буквы, уметь соединять из них слоги и слова. Но умение читать также предполагает и способность распознавать значение как полученных слов, так и понимание смысла фраз, предложений и целого текста. Поэтому синтезирование букв и слогов не означает, что ребенок умеет читать.

Да, без овладения техникой чтения никуда, но наличие только техники не означает, что ребенок понимает, что читает. Довольно часто на первых порах дети сосредотачивают  внимание на правильности чтения, а не на смысле. Поэтому не могут рассказать, о чем прочитали, и приходится перечитывать. Так появляются неоправдавшиеся ожидания: вместо похвалы за хорошее чтение — непонятные вопросы, а иногда и упреки. Если с обсуждением прочитанного у ребенка возникают сложности, вероятнее всего, умения в чтении развиты недостаточно, и не все навыки сформированы на должном уровне. 

Особенно важно сформировать эти навыки и умения при изучении английского языка, потому что чтение связано с другими видами деятельности: говорением, аудированием и письмом и способствует их эффективному овладению. 

Понимание прочитанного — это сложная мыслительная деятельность, которая включает в себя работу памяти и операций обобщения, анализа, синтеза, прогнозирования, абстрагирования. 

У понимания два уровня: 

  1. Уровень значения (направлен на получение информации из значения слов и фраз);
  2. Уровень смысла (переработка полученной информации с целью понимания смысла текста, задумки автора). 

За обеспечение понимания каждого уровня отвечают разные виды чтения, каждому из которых необходимо научиться при изучении английского языка. 

Виды чтения

Методисты выделяют 3 вида чтения: ознакомительное или просмотровое, поисковое и детальное. В ходе обучения  каждому из этих видов чтения формируются навыки, необходимые как для овладения английским, так и для общего развития: навык прогнозирования, навык языковой догадки, поисковые навыки.

Ознакомительное (просмотровое) чтение

Цель такого вида чтения — заинтересовать, заинтриговать. Особую роль играет иллюстративный материал и заголовок. Внимание фокусируется на содержании картинки.  

Обсудите с ребенком, кто изображен на картинке, как герои выглядят, опишите место. Так, во-первых, «всплывут» слова, с которыми ребенок столкнется при чтении, а во-вторых, появятся первые предположения, о чем будет текст. Дальше переходим к заголовку, подтверждаются ли догадки? Какие слова об этом говорят? После можно предложить ребенку просмотреть текст и убедиться, что предположения подтвердились, и найти в тексте слова, которые описывают картинку.

Поисковое чтение

Такой вид чтения фокусирует внимание ребенка на определенных деталях. Задайте вопросы, ответы на которые ребенок должен найти в процессе чтения. Вопросы задаются предельно конкретно: кто? что? где? когда? что произошло? После такого чтения и ответов на вопросы ребенок будет в состоянии пересказать сюжет в общих чертах.

Детальное или изучающее чтение

Этот вид чтения нацелен на внимательное прочтение текста целиком, понимание деталей и установление причинно-следственных связей. В качестве проверки могут быть ответы на уточняющие вопросы: 

  • Какой…?
  • Какого цвета…?
  • Как …?
  • Почему…?

Притекстовые задания

Вопросы больше ориентированы на проверяющего и чаще используются для оценки правильности понимания, а не для того, чтобы заинтересовать ребенка в процессе чтения. Поэтому большую роль при обучении чтению играют притекстовые задания.

Для ознакомительного чтения на «ура» идут следующие задания:

  • Соедини (например, части текста и картинки или части текста и подзаголовка для детей постарше).
  • Сделай подписи (например, подпиши имена — кто есть кто на картинке).

Как показывает практика, при поисковом чтении любовью у детей пользуются творческие задания, например:

  • Раскрась (например, одежду героев или мебель в комнате). 
  • Нарисуй (где и что находится, либо недостающие части). 
  • Установи правильный порядок (в какой последовательности произошли события).

Хорошим заданием для развития детального чтения являются задания:

  • Вставь пропущенное слово (или пропущенную фразу).
  • Исправь ошибки.

При выполнении таких заданий чтение выступает не целью, а средством: чтобы узнать, как раскрасить или соединить правильно, нужно прочитать. Также такие задания развивают самостоятельность и внимательность. В ходе выполнения ребенок учится быстро ориентироваться в потоке английских слов, потому что мозг нацелен на поиск определенной информации. 

Методисты онлайн платформы для изучения английского языка Novakid используют методику обучения чтению Reading Through Phonics (“Обучение чтению через изучение звуков”), которая делится на 5 этапов: от знакомства со звуками по-отдельности до детального чтения. Подробно о методике можно прочитать в статье

Поэтому наши ученики владеют не только отличной техникой чтения, но и умеют по-английски обсуждать прочитанное с учителем. И делают это с удовольствием! 

Запишитесь на бесплатный урок по ссылке и убедитесь сами!

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: