Scrolltop arrow icon
RU
RU flag icon
Mobile close icon
CTA background
Пройдите бесплатный пробный урок
ПОПРОБОВАТЬ БЕСПЛАТНО
Поделиться
LinkedIn share icon
А нужен ли учебник? Или обучение английскому через диалог
Novakid родителям
Star icon
27.12.2021
Time icon 15 min
Comment icon 0 Комментарии

А нужен ли учебник? Или обучение английскому через диалог

Оглавление

Что такое процесс обучения глазами обычного человека? Это учитель, ученик и, конечно же, учебник! Это три неотъемлемые составляющие, которые существовали испокон веков — с тех самых пор, когда учились мамы-папы, да и,пожалуй, даже с еще более древних времен, когда и бабушки-дедушки. Книга — источник знаний, это знают все, а учебник — незаменимый помощник как учителя, так и ученика. Как нельзя учиться без учителя, таки без учебника а эксперименты с онлайн показали, что, даже если учителя вдруг станут недоступны, то единственное, что остается — это учебник…

А как можно изучать английский без учебника?!. Это вообще немыслимо. Многие родители не воспринимают занятия по языку всерьез, если без учебника. Игровой английский?! Что это за детский сад! Вот когда появляется учебник, тогда да, это уже дело. Ведь там как раз содержатся все тексты и упражнения, которые нужно прочитать и проделать, а еще лучше — выучить, чтобы уж наверняка знать язык. А учитель нужен, чтобы объяснял, как упражнения делать, контролировал процесс чтения и спрашивал пересказы. Ну, это же все знают. Разве язык можно выучить по-другому?..

Стереотип обучения,описанный выше, увы, настолько прочно сидит в головах  большинства родителей, что при «столкновении» с другой моделью обучения вызывает опасения или даже неприятие. Но давайте попробует отбросить все страхи и посмотреть правде в глаза. Поговорим на чистоту, что из себя представляет процесс изучения английского и зачем нужен учебник?

Цель изучения

Какой бы язык мы не изучали, как правило, главная цель — научиться говорить на этом языке, т.е. уметь выражать потребности (самое простое), поддерживать разговор (более продвинутый уровень), обсуждать происходящее, выражать мысли, делиться идеями собеседниками. Другими словами,  участвовать в живой коммуникации, совершать на языке речевую деятельность. И вот тут появляется ключевое слово — деятельность.

На протяжении всей жизни люди занимаются разными видами деятельности: работают, учатся, рисуют, готовят, поют, плавают, танцуют и т.д. Наша речь — это тоже деятельность. И, чтобы ею овладеть, нужно учиться. Другой вопрос — как?

Как ребенок учится ходить? Как учатся плавать? Готовить? Петь? Нужен ли для этого учебник? Хорошо ли вы научитесь готовить или даже водить машину, если будете по 2 раза в неделю на протяжении, сажем, лет 8, вместо того, чтобы стоять у плиты или сидеть за рулем, читать учебник, делать упражнения и учить правил? Начинаете понимать,в чем дело? То-то же:).

Итак, любой деятельности можно научиться в процессе непосредственного выполнения этой деятельности. Практика, как можно больше практики!

А как же теория?

Теперь посмотрим на  процесс с другой стороны. Малыш начинает делать  первые шаги. Он уже научился стоять, но один-два шага и… падение. опять поднимается, опять два шага и … На помощь приходят родители, протягивают руку, опираясь на которую, процесс движется быстрее. Эта рука для ребенка — та помощь, которую в более старшем возрасте выполняют правила. Мы не можем объяснить ребенку, что нужно делать, чтобы он шел,а не падал. Это бесполезно, малыш не поймет. Но мы можем… показать! Можем идти рядом, чтобы ребенок видел пример. Имитация и подражание — единственная «теория» для детей. Никакие учебники не помогут ни научиться ходить, ни говорить. Но учитель нужен. Просто незаменим!

Вспомните, наверняка каждый из вас хоть раз в жизни пытался сделать сам что-то, что раньше никогда не делал. Например, испечь торт ко дню рождения ребенка. Не в магазине купить или заказать. А самостоятельно, дома, и коржи, и крем, и украшения… С какой попытки получилось? А сколько рецептов перечитали-пересмотрели? А комментариев и советов? Может, еще и у знакомых проконсультировались? У скольки? Представляете, насколько бы ускорился  процесс, если бы рядом… стоял инструктор? наставник? УЧИТЕЛЬ! Который бы вовремя подсказал советом и указал на ошибку?

Да, наверняка число подгорелых коржиков бы сократилось в разы, да и крем с первого раза получился нужной густоты… А по ходу можно было бы и записи необходимые сделать, чтобы после повторить уже самостоятельно. Эти записи впоследствии и станут «учебником», роль которого — помочь вспомнить, повторить, освежить технологию. Но само обучение происходит в процессе совершения деятельности. Эффективное обучение — в процессе межличностного взаимодействия!

Вернемся к изучению языка

Родным языком ребенок овладевает в процессе общения с окружающими. Это не специально организованные уроки «говорения». Научение происходит по ходу совершения ежедневных «процедур». Как правило, родители или бабушки-дедушки, старшие братья-сестры проговаривают то, что совершает ребенок. Диалог строится в процессе игры, одевания, кормления, отхода ко сну, гигиенических «обрядов», т.е., в процессе деятельности. Говорение тут не цель, а средство для совершения деятельности: чтобы дали попить-поесть, надо попросить, чтобы узнать где кукла-машинка, надо спросить, чтобы взрослые поняли, что случилось, надо рассказать.

Еще один важный момент. Ребенок начинает говорить сразу! Сначала по одному-два слова, потом 2-3 и т.д. Не ждет, когда сможет сказать целое предложение. Также как с шагами. Если не произносить эти одно-два слова, то и предложения «потом» не получатся. Говорить, сразу, с ошибками, без страха быть непонятыми — это естественно для детей. Как происходит овладение родной речью, так у детей-дошкольников и в начальной школе должно идти и овладение иностранным языком.

Ребенок будет говорить по-английски тогда и только тогда, когда с самых первых уроков погружается в условия, где нужно говорить, а не читать и писать. Поддерживать постоянный процесс живого общения, в ходе которого дети смогут научиться выражать не только потребности «первой необходимости» (give me please…, can I have…, where is…), но и общаться, и даже думать на английском, может только преподаватель. Но, никак не учебник. Наоборот, учебник ориентирует на  «учебное» общение, где разговор строится вокруг » а как делать это, а как делать то…», но никак не становится мостиком в мир реального языка.

Вернитесь на n-е количество лет назад, когда вы сами сидели за партой. Как это было хорошо на уроке — сделали правильно упражнение — «отлично»! Прочитали правильно текст — «отлично»! Пересказали (выучили) этот же текст — еще раз «отлично»! Тест — «отлично». За знание языка — «отлично». А потом вдруг в один для кого-то прекрасный, а для кого-то… не очень день вдруг «пуфф» и розовые очки спадают. Вы оказались в ситуации, где нужно было воспользоваться  отличным знанием английского, но… и это самое ужасное! — без упражнений и текстов. Надо было — ВНИМАНИЕ! — понять, о чем речь (что спрашивают?) и  ответить! Или, наоборот, самим о чем-то спросить!.. О, что тут происходит в голове!   Pr. Simple и Pr. Continuous по полочкам разложены, артикли, ед. -мн. число —  на месте. Проверяем на других «полочках» — нужные слова тоже на месте. Но проблема в том, что… они так и остаются лежать на полочках. Нужные фразы не клеятся! Но ведь когда-то что-то подобное учили, почему же сейчас не получается?…

Are you a parent and want to share your experience?
Reach out to tell your story.

Обучение через взаимодействие

Узнали себя? Если первый случай столкновения с английской действительностью у вас был не такой, что ж, наши искренние поздравления. Вы — счастливчик! Но, к сожалению, в большинстве случаев все обстоит так, как описано выше. Иногда и еще хуже. Это классический пример, когда обучение строится по учебнику. Даже по самому современному. Но без должной практики. Еще раз повторим, что умение говорить на языке — это та же деятельность, что и умение плавать, или кататься на лыжах. Чем больше практики, тем лучше результаты.

В методике обучения иностранным языкам на давно пришли к выводу, что за успешное обучение устной речи отвечает усиление именно интерактивной составляющей процесса коммуникации. Для детей, у которых в силу возраста абстрактно-логическое мышление начинает развиваться только в средней школе, и, соответственно, тогда же начинают осознанно учиться применять правила, в т.ч. и грамматические, за осознание которых это мышление и отвечает, интерактив — надежный способ овладеть английской речью. И этот процесс будет во многом повторять путь освоения родной речи, т.е. доступен всем! Если ребенок говорит на родном языке, то и на иностранном заговорит. Способности тут не причем. А вот от условий зависит многое.

Погружение в языковую среду

Первое, что мешает детям учить английский результативно, это язык посредник, т.е. перевод на родной язык! Если не перевод, то переход на него, который время от времени может делать учитель. Разумеется, из лучших побуждений! Но вот эти «лучшие побуждения» и портят всю малину. Мозг ребенка, как и любого человека не любит трудиться и напрягаться. А изучение языка — это труд. Поэтому как только мозг понимает, что могут быть «послабления», он перестает работать в полную силу, т.е. думать, и начинает ждать подсказок. В результате не происходит формирование  системы изучаемого языка. Вместо целой картины только отрывочные кусочки, пазлики. Если можно так выразиться, герметичность нарушается. Впоследствии это приводит к тому, что мозг приучается сначала переводить на родной язык. Потом на родном языке думать, как сказать, а потом подыскивает средства для перевода мысли на английский. Это трудоемкая и сложная работа!!! Тут взрослый устанет, что уж говорить про детей.

Когда язык-посредник «удален» из уроков с самого начала, мозг воспринимает английский как данность. Что есть специальные часы-уроки английского — когда говорит только на этом языке, нужно напрягаться, понимать и реагировать. Сложно только на первых порах, дальше взаимодействие налаживается и ребенок включается в полную силу.

Восприятие живого языка

Когда обучение строится через взаимодействие, т.е. общение с преподавателем, то ребенок не только учится говорить в процессе говорения, но и учится воспринимать настоящую, подлинную разговорную речь. Это означает, что с первых уроков формируется правильный звуковой образ речи — с правильной интонацией и темпом произношения. Если обучение ведет носитель языка, то ребенок из речи, т.е. ситуативно, будет усваивать современные разговорные фразы, устойчивые выражения и допустимый сленг. То есть именно те языковые средства, которые отличают естественный язык от книжного, который в учебниках и который устаревает.

А как же родителям контролировать?

«Мы уже на этой странице» или «мы это уже это прошли»  — такими или подобными фразами обычно «измеряется» объем пройденного и ознаменуется прогрессивное продвижение по по пути освоения языка. А если учебника нет, то…паника! Как же быть? Каждому родителю хочется следить за успехами ребенка и знать, что уже прошли и что сейчас проходят. И если ничего другого не предлагают, то кроме как подсчитывать пройденные страницы в учебнике и следить за оценками в дневниках и не получается.

Но… есть и другие способы. Показатель уровня владения ребенком английским языком — это его речевые умения,т.е. как он может с помощью языка действовать в разных речевых ситуациях. В идеале, проверить это можно, например, в путешествии, где бы такие ситуации могли «подвернуться». если путешествие пока не планируется, достаточно послушать, как ребенок говорит во время урока с преподавателем. насколько он активен, как реагирует, как себя ведет. Это будет намного надежнее любых оценок!

Для того, чтобы английски был в радость детям, а родители могли контролировать процесс усвоения и не беспокоится как за количество пройденного материала, так и за качество его усвоения, в онлайн школе английского языка для детей 4-12 лет разработали специальную обучающую платформу для занятий, которая, с одной стороны, помогает организовывать процесс взаимодействия между преподавателем и учеником (занятия проходят в интерактивной комнате), с другой стороны, по итогам занятий генерирует полный письменный отчет для родителей, у которых есть доступ в личный кабинет.

Дети активно вступают в обучающее взаимодействие благодаря различным инструментам, которыми так богата виртуальная среда. Это и приемы геймификации, и соревновательный эффект за счет обучения в виде квизов и викторин, и виртуальные экскурсии по самым разным уголкам мира! С другой стороны, встроенный искусственный интеллект собирает всю информацию о достижениях и слабых местах ребенка и «докладывает» в отчете родителям,а также помогает определиться с расписанием, оплатой и подобрать нужного преподавателя, которые являются носителями языка.

Итак, вы готовы отступиться от устаревших стереотипов и сделать шаг в сторону инноваций? Тогда наш бесплатный пробный урок для вас!

Rate this post

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам также может понравиться
Novakid родителям
Выберите язык
Down arrow icon
Russia Global English Czech Republic Italy Portugal Brazil Romania Japan South Korea Spain Chile Argentina Slovakia Turkey Poland Israel Greece Malaysia Indonesia Hungary France Germany Global العربية Norway India India-en Netherlands Sweden Denmark Finland
Cookie icon
Мы используем файлы куки, чтобы Вам было удобнее пользоваться нашим сайтом. Находясь на сайте, Вы соглашаетесь на сохранение файлов куки в Вашем браузере.