Как выучить английский с ребенком дома: что нужно знать и о чем помнить, чтобы избежать типичных ошибок и добиться хороших результатов? - Блог Новакид Россия
Мотивация и развитие

Как выучить английский с ребенком дома: что нужно знать и о чем помнить, чтобы избежать типичных ошибок и добиться хороших результатов?

Многие родители хотят самостоятельно заниматься английским с ребенком, самим обучать его. Действительно, это здорово, когда мама может с гордостью сказать, что она сама научила ребенка говорить на английском языке! И это не так сложно, как было раньше, потому что в интернете можно найти много полезной информации, разработок и материалов, социальные сети пестрят приглашениями на вебинары и интенсивы типа «английский дома с малышом» или «как вырастить ребенка-билингва». Мамы и папы с рвением принимаются за дело, но со временем запал проходит и занятия постепенно прекращаются. Что не так? Давайте разбираться. Наши советы также пригодятся тем мамам, которые  хотят обучать  детей английскому дома самостоятельно, но никак не могут решиться или не знают, с чего же начать и как.

Когда и как начинать учить с ребенком английский

Многие дети в возрасте 3-х или 4-х лет на  родном языке еще не умеют говорить правильно и отчетливо. Тем не менее это не означает, что они не могут одновременно учить другой язык или даже два, или три. Наоборот, ученые уже давно установили, что ребенку легче учить второй или третий язык именно тогда, когда мозг активно осваивает механизмы овладения родным языком. Однако надо придерживаться ряда принципов или правил, главный из которых – создание правильных условий, позволяющих говорить на разных языках в разное время.

Фундаментальный принцип обучения детей английскому языку

Идеальной точкой отсчета для организации обучения английскому ребенка дома станет, если на родном языке ребенок говорит с папой, а на английском — с мамой. Или наоборот. Или на английском он говорит с любым другим родственником, который регулярно общается с ребенком. Например, с бабушкой, если, конечно, ей это по силам.

На практике следовать такому принципу бывает крайне сложно по разным причинам, поэтому, если полностью перейти на английский не получается, придерживайтесь следующих важнейших правил:

  • На родном языке говорите с ребенком, например, утром, а на английском —  вечером.

Или

  • Родной язык используется дома, а английский – на прогулке.

Или

  • Играйте, рисуйте, лепите только на английском.

Другими словами, английский должен стать режимным моментом также как обед-ужин-сон, и прибегать к использованию английского обязательно нужно в строго отведенное время. Почему? Объясняем. Дело в том, что дети на данном этапе (в возрасте 3-4-5 лет) овладевают иностранным языком во многом также, как они овладевали и продолжают овладевать родным языком, т.е. интуитивно, без запоминания правил. Если начинать говорить с ребенком на английском в одно и тоже время или при одних и тех же условиях, то выработается рефлекс, мозг как по команде будет переключаться на английский, как, например, желудок – на прием пищи в часы обеда. Поэтому этот принцип – использование английского в строго отведенное время —  является фундаментальным при принятии решения обучать детей иностранному языку.

Главные психологические характеристики, влияющие на обучение детей английскому, и следствия из них.

Каждый родитель, конечно же, знает специфику и индивидуальные особенности своего ребенка. Ниже мы выделили те характеристики, которые, во-первых, присущи всем детям в силу их возрастных особенностей, во-вторых, имеют прямое отражение на процесс обучения малышей английскому языку. Имейте в виду, что:

  • Дети активные. Им нужно много двигаться. Движение помогает запоминанию, это нужно обязательно учитывать..
  • Дети быстрые – быстро запоминают и быстро забывают! Вам придется постоянно повторять то, чему вы обучили.
  • Детям нравится пользоваться всеми своими чувствами, а не только говорить.  Им необходимо видеть, слышать, трогать, нюхать и пробовать. Обязательно давайте им пропустить английский полностью через себя.
  • Дети имеют богатое воображение. Используйте это.
  • Дети веселые и увлекающиеся. Получайте удовольствие от процесса, будьте энтузиастами вместе с ними, и все будут в выигрыше!
  • Дети есть дети. Не ожидайте слишком многого. Все приходит со временем.

 Что лежит в основе обучения или принципы, которые следует принять во внимание, если вы обучаете английскому языку маленьких детей.

Детей обучают через общение, значит, ключевое внимание нужно уделять речи. Но не детской. Начните со своей. Вот несколько важных рекомендаций:

вается на обучении? 

  • Говорите в нормальном темпе (если вы не говорите очень быстро). Уйдет какое-то время, прежде чем дети начнут слышать отдельные слова, но вскоре они будут в состоянии понимать разговорный английский в нормальном темпе.
  • Не разбивайте свои предложения, думая, что вы помогаете ребенку идентифицировать отдельные слова: используйте обычное произношение и интонацию. Помните, что на данной ступени дети учатся путем имитации.
  • Используйте английский везде, где это возможно. Все указания и вопросы важны не меньше, а в некоторых случаях и больше того, чему вы хотите научить, потому что посредством указаний и вопросов строится реальное взаимодействие.
  • Используйте полные предложения или фразы. И требуйте тоже самое от ребенка. Например, при ответе на вопрос What is it? Малышу следует говорить It’s a ball, а не просто ball. Если вы изучаете цвета, учите говорить a yellow banana или a red apple. Некоторые дети могут ответить yellow banana на вопрос What colour is a banana? Но ребенок быстро исправит себя, т.к. он бессознательно научился ставить артикль и прилагательное перед существительным.

Порой кажется, что лучше, если ребенок научится сначала произносить отдельные слова, а предложения – это уже следующий этап. Это заблуждение. Дети быстрее запоминают целые клишированные фразы, чем научаются составлять правильно предложения из отдельных слов. Вспомните, что на родном языке ребенок слышит предложение целиком и, подражая взрослым, имитирует именно предложения, а не отдельные слова! Более того, используя полные предложения или фразы, дети:

  • Получают представление о контексте.
  • Усваивают синтаксис и разные структуры, которые они смогут использовать позднее, когда начнут строить свои собственные предложения.
  • Находят, что использовать предложение или фразу легче, чем отдельные слова.  

 Использование родного языка – «бутерброд»

Не все дети с радостью согласятся на то, чтобы родители начали с ними разговаривать на английском и, если сделать это резко, то могут начаться ярко выраженные протесты. Особенно, если детям уже не 3 и не 4. Если в таком ребенке вы узнали своего, то стоит попробовать более плавный переход на использование английской речи, аккуратно разбавляя английскими фразами (не отдельными словами! см. выше) привычную уху речь на родном языке. Попробуйте следовать ниже приведённым советам и будьте настойчивым в своем желании учить малыша английскому. Со временем ребенок смирится и будет воспринимать английскую речь положительно. Итак:

  • Начинайте говорить на английском, чтобы дать краткие разъяснения и используйте прием «бутерброд»: сначала произнесите слово на английском, затем на родном языке, затем повторите опять на английском (Sleep! Спасть! Sleep!)
  • В самом начале обучения вы будете вынуждены использовать родной язык, особенно, когда вам придется тратить слишком много времени на объяснение задания на английском. Но с самого начала используйте выражения, которыми вы в дальнейшем будете пользоваться. Как правило, это самые повторяющиеся фразы. Ребенок быстро научится их понимать и использовать, а вы тем самым воссоздадите атмосферу английского с первых дней обучения.
  • Прибегайте к родному языку все меньше и меньше от урока к уроку в продолжении обучения.
  • Как только вы поймете, что ребенок может употреблять определенные выражения более-менее правильно, будьте тверды и настойчиво требуйте, чтобы он их употреблял. Не позволяйте ему использовать взамен родной язык. Ребенок может постоянно испытывать вас этим. Если он забывают использовать английский, тогда:
  • Подбодрите его (например, Ты знаешь, как это сказать, давай!). Если что-то срочное (например, что-то попросить) вы можете напомнить ему, но не позволяйте, чтобы ожидание подсказки вошло в привычку.

Дети  не понимают, как много они знаю. Часто они думают, что знают мало, так как их родители ошибочно полагают, что они знают очень немного, потому что слишком малы. Но это — очередное заблуждение:)

Действия и имитация: задействуем язык тела

Одного родительского голоса будет недостаточно. Особенно на первых порах и если ребенок совсем маленький. Малыши пользуются своим телом спонтанно и в физическом плане не отделяют себя от окружающего мира. Максимально используйте это через привлечение действий и имитаций. Они помогут:

  • Довести до понимания то, что вы говорите.
  • Привлечь внимание детей.
  • Закрепить слова и структуры.
  • Исправить ошибки у ребенка или подсказать ему.

Вы увидите, что ребенок будет использовать ваши действия во время говорения до тех пор, пока сам не будет уверен в том, что он говорит правильно, тогда он бессознательно откажется от действий.

Как привлечь внимание ребенка

Пока ребенок не будет вас слышать-видеть-понимать до тех пор, пока вы не завладеете его вниманием целиком и полностью. Это неоспоримый факт. Вспомните характеристики детей младшего школьного возраста, которые мы перечисляли в самом начале. А теперь спроецируем их на то как привлекать внимание малышей:

  • Дети могут сконцентрировать внимание на очень непродолжительный срок. Сделайте ваши задания короткими и часто меняйте их.
  • Дети активны и им необходимо двигаться. Меняйте темп заданий, чередуя подвижные игры с более тихими и менее активными.
  • Периодически повторяйте пройденное, используя столько разных способов, сколько будет возможно (но если ребенку очень нравится, вы можете использовать одну и туже игру снова и снова).
  • Поддерживайте хороший зрительный контакт с ребенком.
  • Изменяйте манеру говорения (говорите громче, шепотом, высоким, низким голосом и т.п.).
  • Используйте огромное количество действий и имитаций. Утрируйте мимику.
  • Приучите ребенка активно участвовать, прерывая себя и задавая вопросы, например, «… и волк съел торт…» покажи мне, как он съел торт. Готовы? (ребенок делает вид, что ест торт). И, как вы думаете, что он теперь собирается делать?
  • Дети любят тактильные ощущения, поэтому позволяйте им трогать, держать в руках, бросать и находить вещи. Используйте для изучения английского с ребенком реальные предметы, чтобы можно было потрогать. Или даже попробовать. Например, если речь идет о еде.
  • Используйте кукол-марионеток не только для привлечения внимания, но также чтобы приучить ребенка говорить. Часто маленькие дети не хотят говорить со взрослыми, но они будут говорить с куклой. Или, они слишком застенчивы чтобы начать разговор, но, если у них есть кукла на руке, они будут говорить за нее.
  • Не нервничайте, не переживайте. Расслабьтесь и получайте удовольствие от урока. Если ребенок чувствует, что мама довольна собой, он будет участвовать более активно и внимательно.

 Когда ждать результатов

Как это ни странно, но считается, что на родном языке у детей допускается период молчания прежде чем начнут говорить, при этом обычно ожидается, что на английском ребенок должен заговорить сразу как начнет изучать язык. На самом деле, дети обучаются с разной скоростью. Некоторые начинают использовать английский сразу. Обычно девочки, музыкальные дети и дети, которые уже говорят больше, чем на одном языке, выучивают новый язык быстрее и легче. Другим детям может потребоваться месяц или два, в то время как некоторым нужно будет по крайне мере полгода, если не целый год, чтобы начать говорить. Различие в зрелости среди маленьких детей из одной возрастной категории может быть колоссальной. Будьте терпеливы. Не равняйте своего малыша на соседского. Ваш ребенок будет говорить на английском!

 Полезные лайфаки: как поверить, что вы сможете научить ребенка  английскому дома самостоятельно

  • Попытайтесь зафиксировать, что вы обычно говорите на родном языке. Составьте список этих фраз. Можете ли вы научить английскому эквиваленту этих фраз и предложений, чтобы вам не приходилось использовать родной язык в повседневных ситуациях? Проверьте себя по переводчику или проконсультируйтесь с кем-нибудь. Старайтесь заменять знакомые ребенку ситуативные команды на английском.
  • Не переживайте, если ваш английский не идеален или не особенно хорош. Статистика свидетельствует о том, что большинство учителей начальной школы во всем мире не являются теми, кто свободно владеет английским языком, но они, тем не менее, очень хорошо учат языку маленьких детей. На данном уровне детям нужно больше всего научиться любить язык. Это и должно быть вашей главной целью. Помните, что и на родном языке дети начинают говорить со ошибками. У них есть много лет в запасе, чтобы совершенствовать язык.
  • Если вы дадите ребенку возможность учить английский в атмосфере доверия и через задания, которые доставляют ему удовольствие, то есть большая вероятность, что ваш ребенок не будет бояться говорить на английском и преуспеет при более осознанном изучении языка позже.

А если хотите узнать, как проходят идеальные уроки английского с детьми и как должны работать  вышеперечисленные правила на практике, предлагаем записаться на пробный урок в онлайн школе английского новакид. Видео уроки для детей в возрасте от 4 до 12 лет разработаны с учетом  принципов обучения детей английскому, а наши преподаватели – профессионалы своего дела  и умело справляются со всевозможными подводными камнями. Стоит попробовать!

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: