Обучение детей английскому с помощью песен!
Увлекательный английский

С песней веселей: нужно ли использовать песни при обучении детей английскому?

Петь любят все. Даже те, у кого нет ни голоса, ни слуха время от времени напевают себе под нос прицепившиеся слова известных хитов. А что же говорить о тех, кому дано, и кто без труда может «просвистеть» или «простучать» любую мелодию?!. И уж, конечно, самые певучие – это наши дети. Не сильно вникая в содержание и не до конца разобрав слова, дети с легкостью запоминают длинные куплеты и поют их, умело подражая интонации исполнителей. Как у них это получается?.. Загадка!

Сверхспособности или природа?

На самом деле никаких загадок тут нет и все объясняется человеческой природой.

Вспомним, что дети учатся, имитируя взрослых: их мимике, жестам, движениям, интонации и речи. Первые годы жизни ребенок всю информацию воспринимает на слух, подкрепляя услышанное тем, что видит вокруг себя. В связи с этим у детей имеются специфические особенности, которые с возрастом утрачиваются. У детей хорошо развиты:

  • Речевой слух, помогающий различать интонацию и улавливать другие фонетические особенности звучащей речи, даже без понимания значения отдельных слов.
  •  Языковое «чутье», способствующее быстрому «схватыванию» и использованию по аналогии грамматических и синтаксических конструкций, словообразовательных моделей и пр.
  • Эмоционально-образное мышление, благодаря которому дети легко связывают содержание звучащей речи с зрительными образами и понимают то, о чем говорят, без перевода или дополнительных объяснений.
  • Языковая память,  аккумулирующая больше количество пассивного языкового и речевого материала и трансформирующая все накопленное в активное употребление.

О пользе музыки

Учитывая все перечисленные особенности, неудивительно, что запомнить и повторить часто слышимый текст песни для ребенка – не проблема. Рифмованный текст, положенный на музыку, где есть ритм и такт запоминается еще быстрее. Такой текст имеет еще и привлекательную ценность, т.к. оставляет в памяти эмоциональный отклик: все знают по себе, какой положительный эффект может оказывать музыка.

Помимо чисто эстетической и развлекательной функции, нужно помнить, что слушание музыка несет большую развивающую функцию для мозга и для слуха, что проявляется через улавливание и различение множества звуков. С рождения ребенку рекомендуют ставить слушать классическую музыку, в яслях и детском саду большую часть занятий занимают именно музыкальные занятия, хоровое пение, в котором активно участвуют даже те, кто о еще и говорить-то толком не умеет.

Все перечисленные факты говорят сами за себя о важности песни в жизни ребенка. Поэтому, безусловно, нельзя отрицать потенциал песни при обучении детей английскому языку.

Какие бывают английские песни для детей

Бесплатных английских песен для детей в сети интернет видимо-невидимо, можно без труда найти и скачать на любой вкус и на любые запросы. Однако с точки зрения обучающих целей и задач необходимо знать, что все песни делятся на две большие категории: учебные песни и аутентичные. Каждая категория имеет свои цели и свою специфику, что играет важную роль при включении песенных текстов в процесс обучения английскому языку детей.

Учебные песни

Это песни, которые были придуманы и записаны специально для учебных целей. Соответственно в тексте учебных английских песен для детей содержится специально отобранный языковой материал. Основу таких песен составляют простые грамматические конструкции, которые, благодаря повторению из куплета в куплет речевыми штампами ложатся на подсознание. Лексическая составляющая также достаточно простая. В песнях стремятся задействовать те слова и выражения, для запоминания которых песня и придумывалась.

Учебные песни делятся на:

  • Лексические, предназначенные для запоминания самой распространённой тематической лексики (цифры, животные одежда и пр.). Например, https://www.youtube.com/watch?v=YyFLBTTAbSE 
  • Грамматические, направленные на запоминание грамматических конструкций. В таких песнях отрабатываемая грамматическая «пропевается» в ситуации, в которой она чаще всего употребляется. По структуре напоминают вопросно-ответную беседу, в которой эти конструкции обычно используются. Например,https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=_Ir0Mc6Qilo&feature=emb_logo 
  • Ситуативные, цель которых – демонстрация клише обиходно-бытового характера и этикетные фразы. Например, https://www.youtube.com/watch?v=tVlcKp3bWH8 
  • Фонетические, в содержании которых используется игра слов, специально включенная для развития и тренировки слухо-произносительных навыков. Например,https://www.youtube.com/watch?v=HGgsklW-mtg 

Как правило, при обучении английскому детей специально упор на фонетику не делается. Принято, что  усвоение произношения идет параллельно с формированием и развитием речевых навыков и умений через имитацию речи. Поэтому включение в песню таких сочетаний, как ‘hickory-dickory-dock’ или ‘hokey-pokey’ способствует непроизвольной тренировке слухо-произносительных навыков.

Учебные песни должны исполняться четко, с большим вниманием к интонации и произношению, т.к. дети улавливают их в первую очередь.  Благодаря простоте и повторам слов учебные песни быстро запоминаются, благодаря специально подобранной музыке – надолго «привязываются», поэтому текст песен выполняет роль непроизвольно запоминающихся речевых и языковых клише и в этом главная ценность учебных песен.

Аутентичные английские песни для детей

Это авторские или фольклорные английские детские песни, которые сочинялись языконосителями именно как песни и передают чувства, реалии жизни, традиции и культуру английского народа. Такие песни гораздо сложнее по содержанию, насыщены разнообразными грамматическими конструкциями, лексикой и речевыми оборотами.

Аутентичные песни больше способствуют для развития языкового чутья, речевого слуха, образного мышления и обычно используются не для отработки конкретного языкового и речевого материала, а для имитации языковой среды, т.к. такие песни хорошо воссоздают реалии страны изучаемого языка, передают,  атмосферу уклада английской жизни или английского праздника. Сюда относятся, например, колыбельные, поздравительные, праздничные. Например, https://www.youtube.com/watch?v=eQ34DSTjsLQ 

Другой особенностью аутентичных песен является то, что они имеют сюжет и их интересно разыгрывать, сопровождая все действиями словами из песни. Например,https://www.youtube.com/watch?v=tbbKjDjMDok&t=3s  

Сразу петь или…

Однако надо помнить, что, подражая и имитируя речи исполнителя, дети не всегда слышат все слова и в памяти может сохраниться неверный звуковой образ слова. Поэтому  важно уметь песни правильно отбирать и перед прослушиванием проводить соответствующую подготовительную работу. Например, отработать ключевые слова английской песни по карточкам. Потренировать в разных ситуациях основные грамматические конструкции, которые встретятся в тексте песни. Проговорить и проиграть сюжет песни на словах, без добавления музыки. В ходе таких упражнений ребенок настроится на «нужную волну», восприятие будет максимально правильным, и тогда  весь обучающий потенциал песни будет использован.

Преподаватели в школе английского языка для детей Новакид знают ценность песен и очень любят использовать песенный материал на разных уровнях обучения языку. Может быть потому дошкольники и младшие школьники так любят наши видео уроки, что могут не только говорит с преподавателями — языконосителями, но и петь? Уверены, стоит попробовать, чтобы убедиться, что и вашим детям понравится! Пробный урок бесплатный.

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: