Полезное Эффективное обучение

Английский алфавит для детей: легко!?…

Многие считают, что изучение английского только в устном виде – это развлечение, а как только начинают с детьми учить буквы, обучение сразу перестраивается на серьезный лад. Так ли это? Давайте разбираться по порядку.

Зачем нужен алфавит?

Миф 1: Английский алфавит детям нужен, чтобы читать и писать по-английски

Факт, который не требует доказательств, алфавит нужен для того, чтобы уметь читать и писать на изучаемом языке. Сейчас вы будете крайне удивлены и даже шокированы, но для того, чтобы уметь читать и писать, знание алфавита не требуется!

Как так? Все очень просто. Алфавит – это лишь последовательность из названий букв, зная которые, к сожалению, никак, совершенно никак невозможно научиться читать! Не верите? Попробуйте сами. Возьмем самую запоминающуюся букву английского алфавита, имя которой «даблю». Много английских слов приходит на ум, при произнесении которых звучало бы «даблю»? А «джэй»? Или самая загадочная — «эйч»? Получилось? В голове сразу всплывает образ буквы, но не ее официальное, алфавитное название, и звук, который эта буква обозначает.

В этом весь секрет! Для того, чтобы уметь читать, нужно знание звуков английского алфавита, и буквенный образ, который мы видим при чтении или вспоминаем, когда хотим что-то написать. По-английски это называется обучение phonics.

Зачем же заставлять детей изучать английский алфавит? Единственное, для чего он нужен — чтобы уметь произносить  имя, фамилию, домашний и электронный адрес по буквам. По-английски это называется spelling. Ну, и еще для поиска слов в алфавитном порядке, например, в словаре. Однако бумажные словари нынче совсем не в моде, а в электронном поиск автоматический. Поэтому…

Когда начинать учить?

Миф 2: Сначала учимся читать по-русски, потом – по-английски

Многие родители искренне уверены, что раньше второго класса и не следует начинать, русские бы буквы освоить… А мы вам со 100% уверенностью скажем, что поздно, во втором классе – уже поздно)) А вот если ребенок хочет уже в 5 лет учить английские буквы – то запрещать ни в коем случае нельзя!!! Но обучать нужно именно phonics и по чуть-чуть. Давайте разбираться.

Как известно, язык имеет 2 стороны – устную и письменную, и естественный путь освоения родного языка – от освоения звучащей стороны речи к постепенному знакомству с его письменной стороной. Интерес к буквам, вернее их начертанию, просыпается у детей довольно рано. Они любят их «срисовывать». Особенно не задумываясь над их звучанием, но чувствуя себя при этом намного взрослее, чем есть на самом деле. Тоже самое и с английским. Одно дело знать, что это — dog, а это – cat, а совсем другое — суметь эти слова написать.

И тут существуют две проблемы. Первая. Произнести ABCDEFG могут даже те, кто никогда специально и не изучал английский язык, достаточно послушать песню про алфавит несколько раз, и она «прицепится». А вот соотнести звучащие эй-би-си-ди с их написанным образом…вот тут уже нужно приложить дополнительное усилие! Поэтому в голове учащегося звучащий образ должен быть обязательно подкреплен зрительным образом: говорю «си» — пишу – Сс , говорю «би» — пишу – Bb. Для этого можно распечатать карточки или картинки с алфавитом, произносить и повторять.

Второе. Мало знать «Эй-Би-Си-Ди» и представлять ABCD, нужно еще понимать, что «би» — Bb – это [b], а «си» — Сс – это… это [к]! Про «эйч» — Hh – [х] вообще молчу. Вывод. Надо знать, что за правильно написанным dog скрываются [д] – Dd – «ди», [o] – «оу» — Оо, [г] – Gg – «джи»!

Ребенок готов к чтению и письму, когда в его голове сложились и закрепились звуко-буквенные и букво-звуквенные образы. На это потребуется время и специальные упражнения для запоминания и отработки букв и звуков английского языка (подробнее о секретах методики обучению алфавиту), потому что молниеносно выученные названия букв – это лишь одно из слагаемых успеха. Почему?

Ой, а буквы похожи!

Миф 3: У детей отличная память. Выучить 26 букв несложно!

Английский алфавит, действительно, имеет меньшее количество букв, по сравнению с русским. Всего 26. И у детей, действительно, очень хорошая память. Если несколько раз прослушать песенку или прослушать и просмотреть мультик про английский алфавит, дети запоминают и название букв, и порядок довольно легко. Чуть больше времени потребуется, чтобы запомнить, как они пишутся. Тут можно распечатать английский алфавит в виде раскраски, слушать, раскрашивать и повторять. Можно начинать учить, например, сначала те английские буквы, которые… похожи на русские. Можно, но… Вы когда-нибудь слышали о таком явлении, как интерференция? Нет? А оно существует! И имеет как положительные эффекты, так и отрицательные. Давайте разберёмся.

Интерференция – «перенос» или влияние одного языка, родного, на изучаемый – имеет как положительные эффекты, так и отрицательные. Например, и в английском алфавите, и в русском прописные «Т» абсолютно одинаковые и соотносится со звуком [t], тоже самое можно сказать и про ряд других букв (см. английский и русский алфавиты) и дети этому всегда радуются – английские буквы несложные, наоборот, они так похожи на русские! 

Тоже самое с заглавными «М». А потом ребенку показывают строчную английскую «m». Ребёнок, особенно если это школьник, опять радуется – английский еще и  смешной, то, что в русском – [т], у них  [м]! а через некоторое время уже не до смеха, а даже плакать хочется…  буквы двух алфавитов в голове перепутались, английские буквы называем русскими звуками… караул! Это и есть отрицательное проявление интерференции. Вывод. Образец или первоисточник в памяти ребенка — языковая система родного языка. Осознанно или неосознанно все новое сравнивается с уже имеющимся эталоном. Дети очень радуются, когда обнаруживают сходные явления в изучаемом языке и в своем. Это, безусловно, будет большим плюсом, если имеются полные совпадения – и по форме (начертание буквы), и по содержанию (обозначаемый звук).

Преимущества знакомства с буквами английского алфавита в дошкольном возрасте, помимо того, что дети 6-7 лет могут постепенно и не торопясь осваивать звуки и буквы, также в том, что письменных русских букв они еще не знают, значит, тем меньшее влияние отрицательной интерференции. А вот школьники на первых порах будут путать довольно часто, потому что таких «полу совпадений» можно обнаружить довольно много – n, c, B, x, Pp, ɡ…  При недостаточном закреплении звуко-буквенных и букво-звуквенных соответствий результат действия интерференции отразится и при чтении (вижу английскую букву, но произношу русский звук) и на письме (слышу звук, а пишу не английскую букву, а русский «аналог»).

Куда писать: вправо или влево? Вверх или вниз?…

Миф 4. Английские буквы по начертанию похожи, запоминаются легко

Чисто английские буквы тоже содержат свои «сюрпризы». Во-первых, в них действительно много «похожих» — таких, которые отличаются только пространственным расположением. Например, пары буквы t и f, M-W одинаковые, с той только разницей, что являются «перевертышами» друг-друга. И, в это трудно поверить взрослому человеку, но дети их переворачивают!  А пары буквы d-b и, например, p-q отличаются только направлением «право-лево», дети «зеркалят» и часто. Подобные путаницы на первых порах также будут иметь весьма неблагоприятные последствия при чтении и написании.

Конечно, с возрастом ученик учится самостоятельно контролировать себя, однако если на этапе введения и закрепления алфавита перечисленные нюансы не учитывать и не упреждать, остаточные явления сохраняются довольно долго, становятся устойчивыми и крайне сложно поддаются коррекции. Помочь могут тренажеры английского алфавита онлайн, бесплатные видео сюжеты про изучение английского алфавита, озвученные видео алфавиты для детей и с буквами, и со звуками и пр., но…

Что же в итоге?

Итак, мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся мифов о «легкости» изучения английского алфавита детьми. Да, выучить названия и последовательность букв при желании может каждый ребенок дома с мамой или даже самостоятельно по карточкам, картинкам, с транскрипцией английских букв русскими буквами, бесплатными песенкам, мультикам и тренажёрам, которых сейчас очень много в интернете. Но закрепление звуко-буквенных соотношений и на их основе формирование навыков чтения, требует более длительной работы, желательно под руководством опытных преподавателей. О том, как это делается, читайте в нашей статье.

А если вы хотите, чтобы у ваших детей с самого начала складывались правильные привычки изучения английского языка, онлайн курсы для детей Новакид приготовили видео уроки, где преподаватели знают, как подружить детей с английскими  звуками и буквами, и как сделать это интересно, познавательно, эффективно и, самое главное, качественно!

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: